Nakajima Ki-27
"Накадзима Хикоки Кабусики Кайса" Проходил испытания в 1936 году. В 1934 году Коку Хомбу сформулировал требования к истребителю, призванному заменить состоявший в то время на вооружении самолет Каваниси KDA 5. В конкурсе по его созданию приняли участие фирмы "Каваниси" и "Накадзима", которые предложили заказчику проекты Ki-10 и Ki-11 соответственно. Cамолет Ki-10 представлял собой модернизированный KDA-5, a Ki-11 являлся абсолютно новой конструкцией - расчалочным монопланом по образцу американского истребителя Боинг Р-26. В результате летных испытаний самолета Ki-11, даже несмотря на меньшую мощность двигателя (640 л.с. по сравнению с 800 л.с. у Ki-10), показал большую скорость, чем его соперник. Но военные пилоты оказались неготовы пересесть на истребитель-моноплан с закрытой кабиной, поэтому в серию был запущен более маневренный истребитель Ki-10, ставший последним бипланом на вооружении армейской авиации.
Неудача с самолетом Ki-11 не остановила спецалистов компании "Накадзима" во главе с Т. Коямой. Наоборот, будучи уверенными в том, что будущее принадлежит монопланам, они в инициативном порядке приступили к работе над новым проектом истребителя, которому было присвоено фирменное обозначение Тип Р.Е. Интуиция не подвела авиаконструкторов - в июне 1935 года Коку Хомбу заказал фирмам "Мицубиси", "Накадзима" и "Кавасаки" по два опытных истребителя нового типа. На этот раз все представленные машины были монопланами. "Кавасаки" предложила проект Ki-28, "Мицубиси" - Ki-33 (сухопутный вариант палубного истребителя А5М), а "Накадзима" - Ki-27, который являлся развитием самолета Тип Р.Е.
Японский военный самолет Nakajima Ki-27 ведет бой с советским истребителеи И-15 нажмите, чтобы увеличить
Первый истребитель Ki-27 поднялся в воздух 15 октября 1936 года. Он представлял собой свободнонесущий низкоплан с двигателем воздушного охлаждения Накадзима На-1а мощностью 650 л.с. и отличался от предшественника только деталями: формой киля и обтекателей основных стоек неубираемого шасси, фонарем кабины и капотом. Конструкция крыла самолета была максимально облегчена, и оно имело новый профиль разработки "Накадзима", что обеспечило самолету очень высокую маневренность. Второй прототип, облетанный в декабре 1936 года, отличался от первого увеличенной с 16,4 до 17,6 м площадью крыла. После заводских испытаний оба самолета были переданы заказчику для тестовых испытаний, в ходе которых Ki-27 продемонстрировал меньшую, чем конкуренты максимальную скорость (468 км/ч на высоте 4000 м по сравнению с 485 км/ч у Ki-28 и 474 км/ч у Ki-33) и среднюю скороподъемность (время подъема на высоту 5000 м 5,60 мин по сравнению с 5,15 мин у Ki-28 и 5,95 мин у Ki-33).
Фотография модели Японского истребителя Nakajima Ki-27
Зато Японский самолет Ki-27 превзошел соперников в маневренности. Это и сыграло решающую роль - фирма "Накадзима" получила заказ на 10 предсерийных самолетов, которые были поставлены с июня по декабрь 1937 года. Они отличались еще большей площадью крыла (18,56 м2), размах которого увеличился с 10,4 до 11,31 м. Удлиненный козырек фонаря кабины с телескопическим прицелом был сохранен, зато металлический гаргрот за кабиной был заменен на остекленную неподвижную секцию фонаря. Испытания опытной партии были успешно завершены в конце 1937 года, и самолет запустили в серийное производство под обозначением "Армейский истребитель Тип 97 Модель А" (Ki-27a).
Истребитель Nakajima Ki-43 Hayabusa (Сапсан) вид сбоку
Серийные машины подобно самолетам опытной партии получили крыло увеличенной площади, более привычный козырек фонаря, металлический неостекленный гаргрот за кабиной и новый двигатель Накадзима На-Ib мощностью 780 л.с. Вооружение истребителя состояло из двух расположенных над двигателем синхронизированных 7,7-мм пулеметов Тип 89.
Военный самолет Nakajima Ki-43 Hayabusa (Сапсан) вид сверху
На все машины устанавливались радиоприемники, а на самолета командиров звеньев - и передатчики. Со временем на смену Ki-27a пришли истребители варианта Ki-27b, отличавшиеся фонарем кабины с улучшенным обзором и переработанным маслорадиатором, под центропланом можно было подвешивать четыре бомбы массой по 25 кг или два дополнительных сбрасываемых бака емкостью по 130 л. Всего до 1942 года было выпущено 3399 самолетов Ki-27, из которых 1379 было построено на заводе компании "Манею Хикоки Сейзо КК" в Харбине (Маньчжурия).
Истребитель Японской Императорской армии Nakajima Ki-43 Hayabusa (Сапсан) вид снизу
Боевое крещение истребителей Ki-27 состоялось в марте 1938 года в небе Китая, где благодаря им авиация императорской армии добилась безусловного превосходства над китайскими ВВС. Новые машины сохраняли преимущество в воздухе вплоть до появления советских истребителей Второй мировой войны И-16. Затем самолеты Ki-27 участвовали во вторжении в Бирму, Малайю, Голландскую Ост-Индию и на Филиппины и были эффективны до тех пор, пока не столкнулись с более современными истребителями, после чего были переведены в систему ПВО Японских островов, где несли службу до 1943 года. Позднее они применялись в качестве учебно-тренировочных машин. В конце войны некоторое количество Ki-27 использовалось пилотами-камикадзе - машины несли до 500 кг бомбовой нагрузки. Союзники присвоили японским самолетам Ki-27 кодовое название "Нэйт".
Модель
Ki-27b
Экипаж, человек
1
Размах крыла, м
11,31
Длина, м
7,53
Высота, м
3,25
Площадь крыла, м2
18,56
Силовая установка
Nakajima Hа-115
Мощность, л.с
710
Масса пустого, кг
1110
Нормальная взлетная, кг
1598
Максимальная взлетная, кг
1790
Макс. скорость, км/час
470
Крейсерская скорость , км/час
350
Время подъема на высоту 5км,м
5,4
Практический потолок, м
12250
Практическая дальность, км
625
Максимальная дальность, км
1710
Вооружение, пулеметы мм
2х7,7
Вооружение, бомбы, кг
100